Метафизика образования: сущность и первопричины

Авторы

  • Шаталович А.М. Днипровский национальный университет имени Олеся Гончара, Днипро, Украина https://orcid.org/0000-0001-7388-9216
  • Шаталович И.В. Днипровский национальный университет имени Олеся Гончара, Днипро, Украина https://orcid.org/0000-0001-8679-9228

DOI:

https://doi.org/10.15421/272016

Ключевые слова:

метафизика, сущность, образование, философия образования.

Аннотация

Исследование образования метафизическим методом является актуальной задачей, которая не имеет четкой системной постановки в современной литературе. Цель статьи – эксплицировать сущность и первопричины образования, так как анализ научной, справочной, учебно-методической и законодательной литературы выявил неполноту существующих дефиниций образования с точки зрения метафизического измерения. Выявлено, что более полно раскрыть сущность образования позволяет одновременное обращение к категориям становления и бытия (образование как процесс и результат) с учетом праксеологического акцента (образование как деятельность). Природа образования раскрывается благодаря антропному (с акцентом на жизненный опыт человека и развитие личности), социальному (с акцентом на социализации и коммуникации) и культурному (образование понимают, как окультуривание и трансляцию культуры) основаниям. Установлено, что в современной литературе более полно разработаны формальная (формальные, неформальные и информальные виды обучения и воспитания) и целевая (в наиболее общем виде: учиться быть) первопричины. Субстратные и действующие первопричины образования требуют дальнейшей разработки.

Загрузки

Опубликован

2020-12-08